В психологии кризис подросткового возраста считается труднейшим этапом взросления человека. В этот период ребенок преодолевает ту неуловимую грань между детством и зрелостью, которая в корне ломает его мировоззрение. Насколько благополучно произойдет судьбоносный переход, зависит от особенностей подростка и позиции ближайшего окружения. В силу неопытности подросток не в состоянии осознать глубинные причины происходящих изменений, зачастую он поддается разрушительным эмоциям.
Подростковый возраст начинается с 12 и продолжается до 17-18 лет. Специалисты отмечают, что сложность возрастного периода заключается в комбинации множества физиологических и психологических факторов. Разобраться в их хитросплетениях подчас по силу только опытному детскому психологу. Огромное преимущество близких людей — безусловная любовь и неподдельное желание помочь своему чаду.
Мальчики проходят два кризиса взросления, которые можно назвать подростковыми. Первый в 13-15 лет, второй в 16-18 лет. Эти кризисы разные, первый обусловлен скорее физиологическими процессами в организме, второй более психологический, затрагивает мировоззренческие структуры.
Остановимся на первом кризисе.
Примерно с 13 лет мальчик начинает очень активно созревать как молоденький мужчина- появляются вторичные половые признаки. Это должно быть сигналом для родителей, что скоро будет сильно «нескучно» и нелегко всем. Формирование мужского характера предполагает самостоятельность, протест, агрессию и … лень.
Разные психотипы мальчиков по-разному переживают подростковый период.
Спокойные, тихие, меланхоличные могут уйти в музыку, часами прослушивая тяжелые композиции, другие пишут стихи, прозу, рисуют, просто лежат на кровати и «страдают» о несовершенстве мира. Они могут разочароваться в родителях, считая их отсталыми от жизни существами, грубыми душой, консерваторами и просто…неинтересными.
Если вы не можете своему мальчику рассказывать что-то новое, быть предметом его удивления, то именно в этом возрасте он начнет всё быстрее и быстрее отходить от вас.
Сильные и уверенные в себе мальчики в подростковом возрасте могут просто «сорваться с цепи». Желание власти, влияния на других, отчаянные, якобы смелые поступки могут бросать их на непредвиденные поступки, которые могут закончиться даже правонарушением. Для них важно доказать самим себе, что они в состоянии покорить этот мир.
Следующий тип мальчиков -это самые обычные, хорошие ребята, которые не особо озадачены процессом покорения мира, а просто живут, играют, бегают. Их мысли не идут дальше бытовых, мальчишеских хобби-интересов. К примеру, подростки-спортсмены всегда переживают кризисы проще. Излишний кортизол расщепляется во время тренировок и жить становится легче.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, чтобы ослабить жесткое течение подросткового кризиса?
- Физическая нагрузка -только она, а не чтение книг помогает убрать лишние «килограммы» гормонов.
- Увлечение ребёнка- хобби, всё, что угодно. Занятый ребёнок- половина успеха!
- Принятие вами важности для ребёнка новых ориентиров. Для подростка этого возраста его группа друзей гораздо важнее, чем родители. Поэтому стоит хоть на словах относиться уважительнее к выбору друзей сына. Исключение, конечно, если он выбрал компанию, где подростки курят, пьют, выбивают стекла и тому подобное. Здесь уже пора к специалисту на приём.
- Будьте для своего сына интересными-проявляйте активность в жизни. Время, проводимое с подростком, должно быть динамичным, интересным для него. Если мальчик любит туризм, то палатка. Если нравится футбол, то матч.
- Традиция строго раз в неделю, без пропусков, проводить время ВМЕСТЕ в кафе, театре, за городом должна существовать и быть незыблемой! Так вырастает автоматизм сохранения семейных уз.
- Пересмотрите отношение. Ситуация изменилась. Перед вами уже не бывший послушный ребенок, не способный принимать решения, но и не взрослый человек, готовый к самостоятельной жизни. Ваша позиция должна измениться соответственно. Постарайтесь придерживаться серединного пути между тотальным надзором и подростковой анархией. Взрослеющему ребенку необходима свобода, но контролируемая. Как бы он ни гордился независимостью, инстинктивно он нуждается в воспитании, разумном руководстве. Будьте лояльнее, терпеливее.
- Проявляйте искреннюю заинтересованность. К сожалению, занятые родители ограничивают интерес общей ежевечерней фразой: «Что в школе?» Дети отвечают на такую заботу адекватной формальностью. Резкие слова «не лезь в мою жизнь» скрывают искреннюю потребность во взаимопонимании, признании значимости своих интересов. Почаще интересуйтесь, чем «дышит» ребенок. Если его заботы окажутся несерьезными, не называйте их ерундой. Переживания, характерные для подросткового кризиса, кажутся наивными только умудренному опытом взрослому. Обесценивая идеалы тинейджера, вы лишаете смысла все его существование. Он нуждается совершенно в другом: добром совете и надежной поддержке.
- Найдите точки соприкосновения. Постарайтесь увлечь ребенка полезным хобби, ходите на экскурсии, выставки, занимайтесь вместе спортом. Для мальчиков и пап – автомобили, техника, рыбалка. Совместный поход в кино или театр, поездка в книжный магазин позволит многое узнать о пристрастиях, внутреннем мире тинейджера.
- Не навязывайтесь. Некоторым подросткам требуется уединение, не нарушайте его против воли. Дайте ему возможность побыть одному, чтобы осмыслить новый поток ощущений и перемен. Тинейджеры трепетно относятся к личным вещам и обстановке. Не выбрасывайте и не меняйте что-либо в комнате без согласования с ее обитателем.
Психологическая служба школы – интерната