Родители — это не только люди, которые произвели на свет маленького человечка. С самых первых дней родители — это еще и воспитатели. Воспитание малыша — наука, изучить целиком и полностью, которую не под силу даже многоопытным ученым. А все дело в том, что каждый малыш — индивидуален, и, соответственно, к каждому ребенку нужен свой, неповторимый, индивидуальный подход.
Существуют многие детские психологические проблемы, которые ставят в тупик родителей. Это такие проблемы, как гиперактивность, назойливость, конфликтность, тяга к одиночеству и т.д. Однако любая из этих проблем не обязательно является проявлением болезни. Нередко они являются всего лишь попыткой ребенка приспособиться к окружающей его действительности.
Даже в самых благополучных семьях дети получают психологические травмы, которые способны оставить след на всю жизнь. Родители могут заботится о детях, соблюдать их личные границы, помогать им выходить из кризисов, уважать их личность, способствовать их образованию и развитию. Но дети при этом могут находиться в подавленном эмоциональном состоянии, проявлять признаки аутоагрессии. Особо чувствительных детей иногда посещают мысли о суициде. Да, это неявные мысли, без представлений всей картины. Но ребенок время от времени думает, что лучше бы его не было.
Почему так бывает?
Современный ребенок не имеет фундамента, который был у многих поколений детей до него. такой фундамент.
Отсутствие фундамента – это причина многих психологических проблем: дефицита внимания, инфантильности, заниженной самооценки, депрессивного состояния, апатии.
Из чего складывается такой необходимый детям фундамент? Из обязанностей и правил. Обязанности ориентируют ребенка на результат, учат его видеть цель и идти к ней. Правила упорядочивают поведение ребенка и служат для него ориентиром.
Ребенок еще до школы должен участвовать в жизни семьи. Для этого ему нужно поручать посильные дела. Даже дети с нарушениями развития способны выполнять мелкие поручения. Убрать свою одежду, помыть чашку, полить цветы, покормить домашнего питомца, вытереть пыль. Ученик начальных классов может выносить мусор, ходить в магазин, собирать учебники на завтра согласно расписанию, самостоятельно делать уроки. Подростки же в состоянии выполнять ту домашнюю работу, которая делается взрослыми членами семьи.
- Ребенок должен соблюдать режим дня. Недостаток сна, избыток интерактивных игр и просмотров мультфильмов и передач, нехватка двигательной активности негативно сказываются на физическом и психическом здоровье детей, а значит, и на их психологическом состоянии. Привыкший ложиться спать и вставать примерно в одно и то же время ребенок не имеет проблем с засыпанием и подъемом, качеством сна и его продолжительностью. Режим сна необходимо соблюдать в выходные, праздники и в период каникул. Сон ребенку нужен всегда, в том числе, когда он не учится. Это залог благополучия и хорошего здоровья ребенка.
- Питание ребенка – вопрос очень острый. Дети получают чрезмерное количество простых углеводов («быстрые» завтраки, сладости, выпечка). На втором месте – жиры (фаст-фуд, снеки, колбасные изделия). Сложные углеводы (овощи, фрукты, зелень) и белок (молочные продукты, мясо, рыба) дети недополучают. И дело не в недоступности, дефицитности или дороговизне этих продуктов, а в том, что дети к ним не приучены с раннего возраста. Ребенок, питающийся простыми углеводами и жирами, рыхлый, малоподвижный, болезненный, апатичный, страдает от лишнего веса и связанных с ним комплексов. Маленького ребенка проще приучить питаться правильно, а подростку, выросшему на картошке фри, наггетсах и гамбургерах, нужно помочь найти мотивацию для смены пищевых привычек.
- Игры на компьютерах и телефонах, мультфильмы, детские передачи – неотъемлемая часть жизни современного ребенка. Запрещать их глупо и бессмысленно. Другое дело – фильтровать контент и его количество. Необходимо заранее оговаривать время, которое ребенок может потратить на развлечения этого рода. Дошкольника и младшего школьника важно научить следить за временем, чтобы не столкнуться с протестом уговорами «еще пять минуточек». Избыток виртуальной реальности делает ребенка легко возбудимым, нервным, капризным, агрессивным.
- Природа заложила в детях стремление активно двигаться и много общаться. Современный ребенок растет в таких условиях, которые резко сужают круг его общения среди сверстников и почти не оставляют времени на то, чтобы подурачиться, побегать, подвигаться. В распорядок дня ребенка необходимо включать длительные прогулки и активные игры на свежем воздухе. Это залог не только хорошего здоровья и крепкого иммунитета, но и психологического равновесия.
- Кроме физической активности ребенок нуждается в активности умственной. Важно формировать у него привычки читать, играть в настольные игры (особенно эффективны шахматы, шашки, нарды, лото), собирать пазлы, раскрашивать картины по номерам и т. д. Эти занятия не только улучшают атмосферу в семье, но также способствуют развитию у детей памяти, логического и наглядно-образного мышления, внимания, воображения.
Ребенку необходимы границы. Он будет постоянно пробовать их на прочность, торговаться по поводу их смещения. Но они ему жизненно необходимы. Ребенку важно знать, что можно и что нельзя, что допустимо, а что под запретом. И это не только правила безопасности в доме и на улице, но также правила поведения в семье, в гостях, в общественных местах, в школе. Зная их, ребенок будет чувствовать себя увереннее. Установление границ – трудоемкий и время затратный процесс. Некоторые родители предпочитают не расходовать силы и время на это, а «покупают» хорошее поведение детей в тех случаях, когда им это нужно. Подобная позиция разрушает отношения с ребенком и делает детей избалованными и неблагодарными.
Очень важно, чтобы ребенок всегда мог обратиться к родителю и не наткнуться на равнодушно-отвлеченное «угу». Если родитель занят, он должен сказать ребенку, когда именно сможет уделить ему время и ответить на все волнующие вопросы. В любом случае, ребенку нужно получить отклик, чтобы не чувствовать себя нелюбимым и ненужным. Чем самостоятельнее ребенок, тем меньше он «мамкает».
Итак, в чем причина того, что дети приобретают неблагоприятный психологический опыт? Дело не в некомпетентных педагогах, не в перегруженной школьной программе, не в компьютерных играх, не в комиксах и «дурацких» мультиках. Главным образом, дело в том, что у детей почти нет обязанностей и границ.
Психологическая служба школы — интерната