Организация работы по исправлению речевых нарушений учащихся в семье

При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

  • На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие. Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно в форме игры или занятия. Продолжительность не более 10-15 минут. Если возникают трудности, не настаивать, вернуться к занятию позже. Можно выполнить одно упражнение. Даже 5 минутная ежедневная тренировка произношения даст результат.

  • С детьми, которым требуется выполнение артикуляционной гимнастики, занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильные движения органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков.
  • Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
  • У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.
  • Выполнять все упражнения надо поэтапно, нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата – дети не могут их залпом и правильно выполнить.
  • Если у ребенка появляются звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в его речь, т.е. учить употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.
  • Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцированно звуки [с]-[ш], [з]-[ж], [б]-[п], [л]-[р] и др.).

 

  • Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
  • Если ребёнок умеет читать, то при выполнении задания по чтению, родителям лучше послушать как он произносит звуки, над которыми работаем на данном этапе. Напоминаем о правильном произношении.
  • Старайтесь как можно больше речевого материала заучить наизусть. Повторяя ежедневно чистоговорки, скороговорки, небольшие стихи, мы получим хороший результат по автоматизации тех или иных звуков.
  • При выполнении письменных заданий (уч-ся 3-5 кл) на закрепление навыка различения близких по звучанию звуков и букв(с-ш, ч-ть, ш-ж и т. д.) желательно прослушать правильно ли произносится тот или иной звук и помочь выбрать правильный вариант.
  • Наши учащиеся 3-5 классов уже произносят все звуки, Наша задача помочь им автоматизировать их в речи, правильно произносить при чтении и не заменять на письме.
  • Будем стараться вместе!

 

 Организация работы по исправлению речевых нарушений учащихся в семье