При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:
- На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие. Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно в форме игры или занятия. Продолжительность не более 10-15 минут. Если возникают трудности, не настаивать, вернуться к занятию позже. Можно выполнить одно упражнение. Даже 5 минутная ежедневная тренировка произношения даст результат.
- С детьми, которым требуется выполнение артикуляционной гимнастики, занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильные движения органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков.
- Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).
- Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
- У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.
- Выполнять все упражнения надо поэтапно, нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата – дети не могут их залпом и правильно выполнить.
- Если у ребенка появляются звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в его речь, т.е. учить употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.
- Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцированно звуки [с]-[ш], [з]-[ж], [б]-[п], [л]-[р] и др.).
- Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
- Если ребёнок умеет читать, то при выполнении задания по чтению, родителям лучше послушать как он произносит звуки, над которыми работаем на данном этапе. Напоминаем о правильном произношении.
- Старайтесь как можно больше речевого материала заучить наизусть. Повторяя ежедневно чистоговорки, скороговорки, небольшие стихи, мы получим хороший результат по автоматизации тех или иных звуков.
- При выполнении письменных заданий (уч-ся 3-5 кл) на закрепление навыка различения близких по звучанию звуков и букв(с-ш, ч-ть, ш-ж и т. д.) желательно прослушать правильно ли произносится тот или иной звук и помочь выбрать правильный вариант.
- Наши учащиеся 3-5 классов уже произносят все звуки, Наша задача помочь им автоматизировать их в речи, правильно произносить при чтении и не заменять на письме.
- Будем стараться вместе!